18 июля 1996 г.
|
|
Диссертация Юницкого А.Э. в форме научного доклада на соискание ученой степени доктора наук в области информационных технологий (транспорт)
"Струнные транспортные
системы - новые технологии в высокоскоростном наземном транспорте" - под таким
названием опубликована диссертация Юницкого А.Э. в форме научного доклада на соискание ученой степени доктора наук в области информационных технологий (транспорт).
Целью работы является разработка принципиально новой высокоскоростной транспортной системы, экологически безопасной, имеющей низкую материалоемкость, не требующей для своего строительства большого отчуждения земли, работающей на электрической энергии и имеющей высокую скорость движения экипажей с использованием для опирания колес.
Научная новизна и значимость работы состоят в том, что в ней впервые использован комплексный подход к современной информационной среде, что позволило получить принципиально новые решения в различных областях техники.
Данная работа выполнена в:
- Центре "Звездный мир" (г. Гомель),
- ООО "НТЛ" (г. Минск),
- "NTL Neue Transportlinien GmbH" (Германия),
- и в ряде научных учреждений и вузов РБ, РФ и БО.
Экспертами работы выступают:
- Академик АНБ, д.т.н., профессор, лауреат Государственной премии СССР Высоцкий М.С.
- Академик МАИПТ, член-корреспондент АНБ, д.т.н., профессор, лауреат Государственной премии СССР Маньшин Г.Г.
- Академик МАИПТ, д.т.н., профессор Руктешель О.С.
Данную работу рекомендуют Научному Совету Международной Академии информационных процессов и технологий (Белорусское отделение):
- Академик МАИПТ, д.т.н., профессор Маслаков А.Д.
- Академик МАИПТ, д.т.н., профессор Стародетко Е.А.
Основные результаты работы
На основании выполненных автором исследований предложены научно обоснованные пути совершенствования высокоскоростного наземного транспорта, даны решения ряда технических, технологических, экономических и экологических проблем, имеющих большое народно-хозяйственное значение. При решении проблемы были получены следующие основные результаты:
- Предложена, научно обоснована и исследована принципиально новая линейная струнная транспортная система. Показано, как наилучшим образом использовать физико-механические свойства материалов, чтобы снизить материалоемкость и капитальные затраты на сооружение транспортных коммуникаций.
- Разработаны основы создания основных составных элементов струнных транспортных систем: опор (анкерных, промежуточных и тормозных), рельса-струны, путевой структуры, транспортного модуля.
- Разработана и испытана форма корпуса транспортного модуля для струнных систем с коэффициентом аэродинамического сопротивления Cx = 0,075, не имеющего аналогов в других видах транспорта.
- Разработаны основы технологии поточного строительства струнных транспортных систем.
- Исследованы варианты выполнения струнной путевой структуры, осуществлена их оптимизация и выбор наиболее целесообразного варианта с двумя горизонтально размещенными рельсами-струнами.
- Исследована статика струнных транспортных систем, определены максимальные прогибы струн под действием весовых нагрузок, а путевой структуры - под действием подвижной нагрузки. Даны рекомендации по выбору и оптимизации основных параметров системы: усилий натяжения струн, длины пролетов, высоты рельса-струны, размеров, вместимости и грузоподъемности транспортных модулей и др.
- Исследована динамика колебаний путевой структуры и транспортного модуля при различных режимах движения (одиночный модуль и их поток в широком диапазоне скоростей), различной конструкции путевой структуры (сплошной и разрезной рельс-струна) и широком диапазоне конструктивных параметров (длина пролета, усилие натяжения струны, жесткость рельса, масса экипажа, физико-механические характеристики используемых материалов, жесткость подвески колеса, демпфирующие способности элементов системы и др.). Сделаны выводы и даны рекомендации:
- определены условия организации безрезонансного движения одиночного экипажа и потока экипажей по СТЛ;
- определены условия, при которых обеспечивается, путем подбора конструктивных параметров СТЛ и режимов движения экипажей, движение потока нагрузок по невозмущенному полотну (колебания остаются позади каждого экипажа и затухают через 0,1-0,5 с, до появления следующего экипажа);
- показано, что в случае потока нагрузок условия динамического нагружения пролета более благоприятны, чем при движении одиночной нагрузки;
- определено, что струнная транспортная линия сплошной конструкции предпочтительнее по сравнению с СТЛ с разрезным над опорами корпусом, т.к. динамический прогиб такого пролета будет ниже, а его форма не будет иметь угловых точек.
- Осуществлен технико-экономический анализ струнных транспортных систем для пассажирских и грузовых перевозок. Оптимизирована организация движения транспортных модулей с целью снижения себестоимости перевозок.
|