Струнные технологии Юницкого

На главную     Карта сайта     Контактная информация

Новости сайта

19 января 2018 г.

 

Проекты летающих автомобилей никак не могут добиться успеха

Сколько в последние годы появлялось проектов летающего транспорта? Десятки, не меньше. Вариаций на эту тему много: это и индивидуальный транспорт с вертикальным или горизонтальным взлетом, и аэротакси, и пассажирские дроны. Объединяет все эти проекты одно - они не выходят за рамки опытных образцов.

Проекты летающих автомобилей никак не могут добиться успеха

И вот еще один из них появился в новостях - и подтолкнул к написанию этой статьи. Компания Airspace Experience Technologies (AirSpaceX) представила на автосалоне в Детройте уменьшенную копию будущего автономного воздушного такси с вертикальным взлетом и посадкой, предназначенного для перевозки двух пассажиров с предполагаемой скоростью 400 км/ч. Mobi-One - так называется будущее аэротакси - поднимается в воздух на четырех электромоторах, закрепленных на крыльях. Он предназначен для двух пассажиров или груза весом до 200 кг. Крейсерская скорость предполагается 241 км/ч, дальность полета на одном заряде аккумулятора - 104 км.

Сколько времени понадобилось на разработку концепции персонального летательного аппарата с вертикальным взлетом и посадкой? Что ж, вот рисунок Леонардо Да Винчи, 1493 г.

Сколько времени понадобилось на разработку концепции персонального летательного аппарата
с вертикальным взлетом и посадкой? Что ж, вот рисунок Леонардо Да Винчи, 1493 г.

Безусловно, мечта о полете стоит тех усилий, которые предпринимают инженеры по всему миру, рисуя эскиз очередного "личного самолета". Движение над потоком автомобилей притягательно не только эстетически, но и чисто практически: все-таки воздушное пространство - это огромная свободная зона, куда можно переместить часть транспортного потока. Сегодняшняя ситуация с заторами на дорогах никого не устраивает, экология тоже страдает: например, в США городские водители тратят по 42 часа в год на стояние в пробках, выбрасывая 17 млрд кг углекислого газа в атмосферу.

Население растет, вместе с ним увеличивается количество транспортных средств. А вот городские дороги остаются прежними, в этом и лежит корень проблем

Население растет, вместе с ним увеличивается количество транспортных средств.
А вот городские дороги остаются прежними, в этом и лежит корень проблем.

Наземный транспорт неизбежно создает много проблем, транспортных средств становится все больше и дороги рано или поздно замрут без движения. В будущем перемещение в любом случае придется разделять на эшелоны, как в авиации. Вопрос только в том, какая технология первой окажется на новом уровне. Поэтому не удивительно, что интерес к стартапам в сфере летающего транспорта уже проявляют венчурные фонды, крупные промышленные компании и даже некоторые правительства. Но в то же время создателям такого транспорта придется решить множество тяжелейших задач, причем не только технической области.

Самый большой технический вызов - это создание безопасного и энергоэффективного двигателя вертикального взлета, ведь в условиях густонаселенного города нет возможности строить взлетно-посадочные полосы. При сегодняшних технологиях такие двигатели в режиме висения и переходных режимах неустойчивы и подвержены боковому скольжению. Есть и другая проблема: использование классических двигателей внутреннего сгорания вряд ли возможно в городской авиации из-за разрушения взлетно-посадочных площадок горячим газовым выхлопом и высокой стоимости топлива. Электрические двигатели в свою очередь тоже пока не готовы встать на службу аэромобилям: сегодня нет батарей необходимой емкости, от которых они могли бы питаться. Причем если электрокары могут возить большие блоки тяжелых батарей по земле, то аэромобилю еще нужно поднимать их в воздух.

Батарея от электрокара Tesla Model S - это 540 кг веса и около 12 тысяч долларов. Такую батарею хотят использовать в некоторых аэромобилях

Батарея от электрокара Tesla Model S - это 540 кг веса и около 12 тысяч долларов.
Такую батарею хотят использовать в некоторых аэромобилях

Другая проблема - это управление летающим транспортом. Здесь тоже история, как у современных авто, только хуже - автопилоты еще недостаточно совершенны. А люди и вовсе должны обладать недюжинным навыком для управления машиной, с которой справится не всякий профессиональный пилот. Для того, чтобы аэромобили широко распространились и стали одним из повседневных видов транспорта, понадобится полностью отказаться от ручного управления в пользу автопилота, который будет на порядок сложнее автомобильного или уже существующего авиационного. На сегодняшний день это вряд ли возможно.

Еще один важный вопрос, который относится ко всей транспортной сфере вообще и к летающим автомобилям, в частности, это вопрос экологичности. Очевидно, что традиционные двигатели, используемые в авиации, совсем не отвечают современным требованиям - 11% от выбросов CO2 транспортом приходится на авиацию. А вот с электродвигателями ситуация сложнее: в теории они могут работать на чистой энергии. Однако суровая действительность такова: большая часть современной энергетики основана на ископаемом топливе, а электростанции выбрасывают в атмосферу колоссальное количество парниковых газов. Поэтому без развития возобновляемых источников энергии, летающие авто с их энергозатратными двигателями только ухудшат экологическую ситуацию.

Кроме несовершенства технологий, масштабному внедрению летающих машин сегодня мешает законодательство. Далеко не везде работает заявительный принцип организации полетов, а многие города и вовсе закрыты для летательных аппаратов. И это не говоря о вопросах безопасности: тем же пресловутым террористам не нужно будет даже угонять самолет - они смогут его купить или взять на прокат.

На карте красным обозначена зона, в которой запрещены полеты. Очевидно, обладателям летающих машин все же придется стоять в московских пробках. Закон защищает стратегически важные объекты, небо над которыми должно быть закрыто

На карте красным обозначена зона, в которой запрещены полеты.
Очевидно, обладателям летающих машин все же придется стоять в московских пробках.
Закон защищает стратегически важные объекты, небо над которыми должно быть закрыто

При таких вводных можно сказать, что летающие автомобили на сегодня - не масштабируемое решение. Да, перспектива ближайших десятков лет покажет, будем ли мы летать в личных аэромобилях, но сегодня можно лишь перечислить длинный список проблем, с которыми придется столкнуться разработчикам летающих машин. В то же время, транспортные проблемы нужно решать уже сейчас, причем решение должно быть стратегическим и универсальным.

И такое решение есть - SkyWay.

Читайте также по теме:
В ближайшее время транспорт изменится до неуправляемости
Рыночные перспективы SkyWay на основании отчёта BNEF и McKinsey

© 1977—2018 А.Э. Юницкий. Все права защищены