Струнные технологии Юницкого

На главную     Карта сайта     Контактная информация

Новости сайта

24 октября 2018 г.

 

Ответ студии Артемия Лебедева от инженеров SkyWay

В рубрике "Бизнес-линч" на сайте студии дизайна Артемия Лебедева вышел небольшой критический обзор на технологию SkyWay. В нём промышленный дизайнер студии выразил сомнения относительно эффективности струнного транспорта, хотя и отметил, что "идея выглядит симпатично". Как мне кажется, автор обзора провёл слишком мало времени за исследованием вопроса, и поэтому в нём можно найти большое количество неточностей и заблуждений. Для того, чтобы этих заблуждений в будущем было как можно меньше, а заодно с целью ещё раз подробно и популярно объяснить основные элементы концепции SkyWay, отвечу на некоторые вопросы, поставленные в критическом обзоре.

— Как можно будет использовать пространство между опорами струнного транспорта?

— А как сейчас используется пространство в городе между опорами мачт освещения? А пространство под растяжками между зданиями и столбами (провода троллейбусов, рекламные растяжки)? Под путевой инфраструктурой легко будет разметить тротуары, проезжую часть, газоны. А если путевая структура и проходящие по ней транспортные средства будут располагаться на достаточной высоте, то место расположения комплекса можно будет совмещать с обычными городскими объектами. За городом же это пространство будет занято зелёной зоной или сельскохозяйственными угодьями.

Под путевой инфраструктурой легко будет разметить тротуары, проезжую часть, газоны. А если путевая структура и проходящие по ней транспортные средства будут располагаться на достаточной высоте, то место расположения комплекса можно будет совмещать с обычными городскими объектами. За городом же это пространство будет занято зелёной зоной или сельскохозяйственными угодьями

— Что будет происходить при неисправности, когда кабина с пассажирами застрянет на высоте 15 м? Наверное, необходимо как-то до неё добраться и, очевидно, с земли.

— Прежде всего, рельсы могут проходить как на высоте 6—8 метров (есть задача поднять транспорт над землёй, освободить поверхность, но нет задачи подниматься выше, чем требуется — это удорожает дорогу), так и на высоте 100 м (например, если это "горизонтальный лифт" между высотными зданиями). На маленькой высоте можно добраться и с земли, на большой — это практически нереально. Поэтому все транспортные средства, во-первых, имеют резервирование критичных для движения систем — для минимизации вероятности нештатной остановки на пути; во-вторых, оснащены буксировочными устройствами — их можно увидеть спереди и сзади юнибусов — с помощью которых соседнее транспортное средство может взять на буксир юнибус с поломкой, что позволит доставить его в депо и не заблокировать линию.

Юнибус U4-220

— Движение возможно по достаточно плавным, почти прямым траекториям. Что не прибавляет мобильности и маневренности.

— На струнных участках путевой структуры (т.е. участках с напряжениями растяжения) действительно траектория "в плане" прямая. Однако это не говорит о том, что транспортные средства не маневренны, т.к. не могут поворачивать. Путевая структура имеет также переходные ненапряжённые участки, на которых можно выполнить поворот пути — другими словами, разные типы путей можно комбинировать для того, чтобы выполнять различные специфические задачи.

Минимальные радиусы поворота на ненапряженных участках — 15 м для пассажирских монорельсовых юнибусов (вместимость 15—30 человек), 24 м — для бирельсовых (вместимость 25—60 человек). Что сравнимо с радиусами закруглений автомобильных дорог в городе: типичные траектории, в зависимости от класса дороги, имеют радиусы от 10 до 30 м.

Если же взять лёгкие и суперлёгкие транспортные средства SkyWay вместимостью 1—4 человека, то радиусы их поворота могут быть 5—10 м — этой манёвренности достаточно, чтобы, условно говоря, заехать в каждый двор.

Если же взять лёгкие и суперлёгкие транспортные средства SkyWay вместимостью 1—4 человека, то радиусы их поворота могут быть 5—10 м — этой манёвренности достаточно, чтобы, условно говоря, заехать в каждый двор

— Заявленная высокая скорость 150 км/ч на гибком рельсе возможна между опорами, на опоре возможная скорость — 30 км/ч. Значит, фактически состав будет двигаться именно с этой скоростью.

— Возьмём опять-таки понятную автомобильную аналогию. Если автомобиль перед перекрёстком и на нём движется со скоростью 10 км/ч, означает ли это, что это и есть его фактическая скорость перемещения по городу? Очевидно, что важна средняя скорость перемещения, которая будет гораздо выше — около 70 километров в час. Также стоит обратить внимание на важность непрерывности потока. От этого сейчас страдает автомобильный транспорт. Автомобили, которые свободно могут ехать 180—200 км/ч едут по городу со средней скоростью 15—30 км/ч (ограничения скорости, светофоры, пробки). Юнибусы же, как и метро, не имея препятствий и двигаясь непрерывным потоком, обеспечат и большую среднюю скорость, и большую пропускную способность.

Юнибусы же, как и метро, не имея препятствий и двигаясь непрерывным потоком, обеспечат и большую среднюю скорость, и большую пропускную способность

— Тележки приводят в движение электродвигатели, работающие от батарей, расположенных в верхней части капсул. Чтобы составы не простаивали во время зарядки, нужно будет менять блок батарей, а значит, необходимы специальные склады, где сменные батареи будут хранить и заряжать.

— Конкретное решение по энергообеспечению транспортных средств зависит от конкретных условий и требований. Варианты решения проблемы питания могут быть самые разные: электрические накопители, питание от контактной сети, гибридные схемы (батарея + контактная сеть, батарея + генератор на борту).

Для транспортных средств с электрическим накопителем подзарядка возможна ночью, между часами пик, во время остановок для посадки пассажиров (особенно для накопителей на суперконденсаторах) — при определённом сочетании параметров юнибус даже с электрическим накопителем может отработать целый день.

Кроме того, не следует забывать о практически уникальной возможности юнибусов — на провисающей структуре использовать "гравитационный двигатель". Этот же принцип давно используется в метро. При отходе от станции машина движется под небольшой уклон вниз, и сила тяжести помогает ей разгоняться. После середины пути, на подъёме, гравитация наоборот начинает замедлять машину, снижая необходимый расход энергии на привод тормозных механизмов. Данный принцип, вкупе с низким сопротивлением качению колеса и хорошей аэродинамической формой, позволяет получить очень низкие энергозатраты, и, соответственно, устраняют потребность в большой батарее или частой подзарядке.

Кроме того, не следует забывать о практически уникальной возможности юнибусов — на провисающей структуре использовать гравитационный двигатель. Этот же принцип давно используется в метро. При отходе от станции машина движется под небольшой уклон вниз, и сила тяжести помогает ей разгоняться. После середины пути, на подъёме, гравитация наоборот начинает замедлять машину, снижая необходимый расход энергии на привод тормозных механизмов. Данный принцип, вкупе с низким сопротивлением качению колеса и хорошей аэродинамической формой, позволяет получить очень низкие энергозатраты, и, соответственно, устраняют потребность в большой батарее или частой подзарядке

— Пути расположены достаточно высоко, а значит, для погрузки груз нужно поднять до высоты грузовой капсулы, и на месте назначения опустить обратно на землю.

— Тут даже странно что-то объяснять: контейнеры и так всегда ставятся и поднимаются кранами. Сыпучие грузы засыпаются с конвейера или грузовой рампы в бункер юнитрака, после чего в нужном месте просто высыпаются.

Если же говорить про пассажиров, то им действительно требуется подниматься и спускаться — по лестницам, на эскалаторах, лифтах. Ровно также как в метро. Только городская линия SkyWay при этом стоит гораздо дешевле аналогичной линии метро.

Станция SkyWay

© 1977—2018 А.Э. Юницкий. Все права защищены