Струнные технологии Юницкого |
Новости сайта
24 октября 2018 г. |
|
Ответ студии Артемия Лебедева от инженеров SkyWay В рубрике "Бизнес-линч" на сайте студии дизайна Артемия Лебедева вышел небольшой критический обзор на технологию SkyWay. В нём промышленный дизайнер студии выразил сомнения относительно эффективности струнного транспорта, хотя и отметил, что "идея выглядит симпатично". Как мне кажется, автор обзора провёл слишком мало времени за исследованием вопроса, и поэтому в нём можно найти большое количество неточностей и заблуждений. Для того, чтобы этих заблуждений в будущем было как можно меньше, а заодно с целью ещё раз подробно и популярно объяснить основные элементы концепции SkyWay, отвечу на некоторые вопросы, поставленные в критическом обзоре. Как можно будет использовать пространство между опорами струнного транспорта? А как сейчас используется пространство в городе между опорами мачт освещения? А пространство под растяжками между зданиями и столбами (провода троллейбусов, рекламные растяжки)? Под путевой инфраструктурой легко будет разметить тротуары, проезжую часть, газоны. А если путевая структура и проходящие по ней транспортные средства будут располагаться на достаточной высоте, то место расположения комплекса можно будет совмещать с обычными городскими объектами. За городом же это пространство будет занято зелёной зоной или сельскохозяйственными угодьями. Что будет происходить при неисправности, когда кабина с пассажирами застрянет на высоте 15 м? Наверное, необходимо как-то до неё добраться и, очевидно, с земли. Прежде всего, рельсы могут проходить как на высоте 68 метров (есть задача поднять транспорт над землёй, освободить поверхность, но нет задачи подниматься выше, чем требуется это удорожает дорогу), так и на высоте 100 м (например, если это "горизонтальный лифт" между высотными зданиями). На маленькой высоте можно добраться и с земли, на большой это практически нереально. Поэтому все транспортные средства, во-первых, имеют резервирование критичных для движения систем для минимизации вероятности нештатной остановки на пути; во-вторых, оснащены буксировочными устройствами их можно увидеть спереди и сзади юнибусов с помощью которых соседнее транспортное средство может взять на буксир юнибус с поломкой, что позволит доставить его в депо и не заблокировать линию. Движение возможно по достаточно плавным, почти прямым траекториям. Что не прибавляет мобильности и маневренности. На струнных участках путевой структуры (т.е. участках с напряжениями растяжения) действительно траектория "в плане" прямая. Однако это не говорит о том, что транспортные средства не маневренны, т.к. не могут поворачивать. Путевая структура имеет также переходные ненапряжённые участки, на которых можно выполнить поворот пути другими словами, разные типы путей можно комбинировать для того, чтобы выполнять различные специфические задачи. Минимальные радиусы поворота на ненапряженных участках 15 м для пассажирских монорельсовых юнибусов (вместимость 1530 человек), 24 м для бирельсовых (вместимость 2560 человек). Что сравнимо с радиусами закруглений автомобильных дорог в городе: типичные траектории, в зависимости от класса дороги, имеют радиусы от 10 до 30 м. Если же взять лёгкие и суперлёгкие транспортные средства SkyWay вместимостью 14 человека, то радиусы их поворота могут быть 510 м этой манёвренности достаточно, чтобы, условно говоря, заехать в каждый двор. Заявленная высокая скорость 150 км/ч на гибком рельсе возможна между опорами, на опоре возможная скорость 30 км/ч. Значит, фактически состав будет двигаться именно с этой скоростью. Возьмём опять-таки понятную автомобильную аналогию. Если автомобиль перед перекрёстком и на нём движется со скоростью 10 км/ч, означает ли это, что это и есть его фактическая скорость перемещения по городу? Очевидно, что важна средняя скорость перемещения, которая будет гораздо выше около 70 километров в час. Также стоит обратить внимание на важность непрерывности потока. От этого сейчас страдает автомобильный транспорт. Автомобили, которые свободно могут ехать 180200 км/ч едут по городу со средней скоростью 1530 км/ч (ограничения скорости, светофоры, пробки). Юнибусы же, как и метро, не имея препятствий и двигаясь непрерывным потоком, обеспечат и большую среднюю скорость, и большую пропускную способность. Тележки приводят в движение электродвигатели, работающие от батарей, расположенных в верхней части капсул. Чтобы составы не простаивали во время зарядки, нужно будет менять блок батарей, а значит, необходимы специальные склады, где сменные батареи будут хранить и заряжать. Конкретное решение по энергообеспечению транспортных средств зависит от конкретных условий и требований. Варианты решения проблемы питания могут быть самые разные: электрические накопители, питание от контактной сети, гибридные схемы (батарея + контактная сеть, батарея + генератор на борту). Для транспортных средств с электрическим накопителем подзарядка возможна ночью, между часами пик, во время остановок для посадки пассажиров (особенно для накопителей на суперконденсаторах) при определённом сочетании параметров юнибус даже с электрическим накопителем может отработать целый день. Кроме того, не следует забывать о практически уникальной возможности юнибусов на провисающей структуре использовать "гравитационный двигатель". Этот же принцип давно используется в метро. При отходе от станции машина движется под небольшой уклон вниз, и сила тяжести помогает ей разгоняться. После середины пути, на подъёме, гравитация наоборот начинает замедлять машину, снижая необходимый расход энергии на привод тормозных механизмов. Данный принцип, вкупе с низким сопротивлением качению колеса и хорошей аэродинамической формой, позволяет получить очень низкие энергозатраты, и, соответственно, устраняют потребность в большой батарее или частой подзарядке. Пути расположены достаточно высоко, а значит, для погрузки груз нужно поднять до высоты грузовой капсулы, и на месте назначения опустить обратно на землю. Тут даже странно что-то объяснять: контейнеры и так всегда ставятся и поднимаются кранами. Сыпучие грузы засыпаются с конвейера или грузовой рампы в бункер юнитрака, после чего в нужном месте просто высыпаются. Если же говорить про пассажиров, то им действительно требуется подниматься и спускаться по лестницам, на эскалаторах, лифтах. Ровно также как в метро. Только городская линия SkyWay при этом стоит гораздо дешевле аналогичной линии метро. |
© 19772018 А.Э. Юницкий. Все права защищены |