Струнные технологии Юницкого |
Новости сайта
19 сентября 2019 г. |
|
Как предотвратить смертность на дорогах Ежегодно по данным ВОЗ в результате дорожно-транспортных происшествий умирает около 1,35 миллиона человек. Эти ДТП обходятся большинству стран в 3% их валового внутреннего продукта. Как показывает практика, больше всего страдают “уязвимые пользователи дорог” пешеходы, велосипедисты и мотоциклисты. По статистике 93% случаев смерти на дорогах происходит в странах с низким и средним уровнем доходов, хотя на эти страны приходится примерно 60% всех транспортных средств в мире. Наиболее подвержены риску дети и молодые люди в возрасте 529 лет, и в большинстве случаев это мужчины. Чтобы уменьшить трагичные показатели, правительства разных стран разрабатывают специальные программы, нацеленные на снижение смертности на дорогах. Например, в России есть “Стратегия по безопасности дорожного движения на 2018–2024 годы”, а в Швеции концепция Vision Zero. При этом результаты от их внедрения абсолютно разные. Так в Швеции только трое из 100 000 человек умирают в результате ДТП. Для сравнения, по ЕС эта цифра не превышает 5,5 на 100 тысяч человек, в США 11,4. В Доминиканской Республике на дорогах погибает 40 человек на 100 000 жителей. А в России на каждые 100 000 транспортных средств приходится около 60 погибших. “Стратегии безопасности дорожного движения” в России Программа включает в себя совершенствование дорожных условий и инфраструктуры, повышение уровня профориентации водителей, ужесточение требований к техническому состоянию автомобилей. Однако люди видят в этом самодурство правительства. И всячески стараются обмануть систему избежать техосмотра, купить права, сесть пьяным за руль и т.п. Недавно Минтранс отчитался, что 80% федеральных трасс страны приведены в нормативное состояние. Однако разметка с этих дорог исчезает после зимы. Большинство из них двухполосные. Там не поставить отбойник, который разделит направления движения. А люди не особо хотят снижать скорость на опасных поворотах. Вот и получается, что результатов от внедрения программы не видно. Концепеция Vision Zero Швеции В Швеции с 1997 года действует концепция Vision Zero (“Концепция нулевой смертности”). Целью которой является полное исключение смерти при ДТП. В основе её лежит утверждение, что “Человек несовершенен”. Поэтому авторы концепции придерживаются принципа, что люди могут ошибаться, а автотранспортная система нет. В рамках проекта Vision Zero в Швеции переоборудовали обычные двухполосные дороги, где каждая полоса занимала по 3,5 метра, и ещё 3 метра с каждой было отведено под обочину. По всей стране и даже в соседней Дании стали внедрять схему “2+1”. Теперь трёхполосная дорога состоит из двух рядов движения в одном направлении и однорядной встречной. Рядность полос чередуется каждые несколько километров. При этом сами полосы разделены тросовым ограждением. Такие дороги можно строить не только с нуля, как новые, но в них можно трансформировать и уже существующие, если их ширина не менее 13 метров. Уже в первые 10 лет после внедрения Vision Zero шведы ежегодно сохраняли порядка 145 жизней. В этот период начали строительство 12 600 безопасных пешеходных переходов, в том числе пешеходных мостов и “зебр”, обозначенных не только разметкой, но и световой сигнализацией и снабжённых “спящими полицейскими”. По некоторым оценкам, эти меры позволили сократить смертность в ДТП вдвое. Результатом внедрения концепеции Vision Zero является снижение ежегодного количества жертв на дорогах страны более чем на 50%. Чтобы достичь “абсолютного нуля” шведы, во-первых, решили все проблемы с качеством трасс и разветвлённостью дорожной сети. Во-вторых, полностью переоснастили спасательные службы. Вдобавок ужесточили требования к безопасности автомобилей. Для них 6 подушек безопасности и ESP это уже давно норма. В то время, как на просторах СНГ миллионы автомобилей не имеют даже огнетушителей. Следующее, что планируют сделать в Швеции, чтобы ещё больше снизить аварийность на дорогах, это избавиться от человеческого фактора. То есть создать автомобили, оборудованные системами предупреждения и блокировки при обнаружении нетрезвого водителя. Внедрить новые системы безопасности, такие как устройство предупреждения о превышении скорости или отстёгнутом ремне безопасности. На законодательном уровне предусмотреть широкое использование адаптивного круиз-контроля и систем предотвращения столкновений. Ну а позднее предложить всем пересесть на беспилотники. Какие существуют риски безопасности? В российской “Стратегии” рассматривают несколько направлений рисков, которые влияют на безопасность на дорогах. Среди них неконтролируемый рост числа автомобилей, сопряжённый с недостаточными темпами развития дорог. Следующий пункт отсутствие действенного механизма контроля технического состояния автомобилей. Да, в стране планируют ввести фото- и видеофиксацию факта прохождения ТО. Но результат от такой меры не обещает быть высоким. По этим данным всё также нельзя будет судить о безопасности какого-нибудь 10-летнего “пыжика”, можно лишь утверждать, что он приезжал на диагностическую станцию. Помимо очевидных причин, специалисты ещё выделяют снижение среднего возраста водителей и несовершенство системы допуска водителей к участию в движении. Речь о подготовке в автошколах и получении медицинских справок. Обе “бумажки” спокойно покупаются по достаточно фиксированным тарифам. Следующим пунктом идёт несовершенство действующей системы оповещения о ДТП и системы оказания помощи пострадавшим в авариях. А ВОЗ дополняет картину рассеянным вождением (использование мобильного телефона за рулём), вождением под воздействием алкоголя и других психоактивных веществ, неиспользование мотоциклетных шлемов, ремней безопасности и детских удерживающих устройств, а также несвоевременным оказанием помощи после аварии. Как видите, в большинстве своём, человек постоянно сам себя подвергает риску. И зачастую делает это вполне осознанно, надеясь на “авось”. Как кардинально можно решить вопрос безопасности на дорогах? Генеральный конструктор ЗАО “Струнные технологии” А.Э. Юницкий изначально задумывал струнный транспорт SkyWay как безопасную альтернативу обычному. Движение, поднятое на второй уровень, это первый и самый главный шаг, который позволит избежать многочисленных аварий. Ведь к магистралям, которые находятся над поверхностью земли, ограничен доступ человека. А, значит, не будет никаких сбитых пешеходов, велосипедистов и мотоциклистов. Возможность столкновения подвижного состава SkyWay с какими-либо представляющими опасность объектами вне системы исключена на 100%. Возможность столкновения транспортных средств внутри системы принципиально устраняется за счёт движения по колее, отсутствия возможности обгона, выезда на встречную полосу, отсутствия перекрёстков. Эстакада позволяет создавать дорожные развязки, где модули могут разминуться, находясь на разных уровнях, количество которых не ограничено. Следующим шагом, который уже внедрён в транспортные комплексы SkyWay, и о котором уже догадались шведы, является исключение человеческого фактора. Юнибусы и другие виды струнного транспорта управляются интеллектуальной системой, которая постоянно получает и анализирует информацию от огромного количества датчиков. Она самостоятельно принимает решение замедлить скорость, если “видит” потенциальную опасность на пути или получает сигнал от других транспортных средств об аварийной ситуации. Недавно Анатолий Эдуардович продемонстрировал, как далеко шагнуло машинное зрение юнибуса. А Ю. Сорокин, который руководит разработкой искусственного интеллекта и автоматизированных систем управления, объяснил, как этого достигли, и в чём грандиозная заслуга инженеров транспорта SkyWay. Интеллектуальная система способна контролировать безопасность внутри транспорта, отслеживать ситуацию снаружи на протяжении всего маршрута, а главное обеспечивать комфортное и безаварийное передвижении для пассажиров. Вы, конечно, можете вспомнить про беспилотники. Но мы уже не раз говорили о том, что уровень их развития пока ещё не может конкурировать с интеллектуальными системами SkyWay. Хотя бы просто потому, что для “умного” автомобиля всё равно останутся помехи на дорогах в виде других участников движения. И количество аварий, связанных с беспилотным транспортом до сих пор не сходит на нет. Также существует ряд проблем, которые изобретатели автопилотов пока не придумали как решить: распознавание знаков, которые повреждены вандалами или испорчены из-за погодных условий. “Моральные” вопросы, связанные с принятием решений автопилотом. Например, кого спасать в аварийной ситуации пассажира или пешехода? Законодательное регулирование движения автопилотов. Поэтому пересаживаться на такой вид транспорта ещё пока рано. Зато кое-что всё-таки возможно построить транспортные системы SkyWay. Представьте себе, никаких больше безалаберных водителей, купивших права или севших за руль с похмелья. Плохого дорожного покрытия, которое сделали горе-рабочие на “попиленный” бюджет. Дети, животные, сумасшедшие мотоциклисты и самоуверенные велосипедисты больше никто не помешает вам и вашим близким спокойно добраться из точки А в точку Б. И это есть единственное и самое верное решение вопроса смертности на дорогах, если мы хотим свести её показатель к абсолютному нулю. |
© 19772019 А.Э. Юницкий. Все права защищены |