Струнные технологии Юницкого |
Новости сайта
21 июня 2012 г. |
|
Ровно 23 года назад на экраны СССР вышел документальный фильм "Звёзд земное притяжение", снятый киностудией "Беларусьфильм" об инновационной организации нового типа "Центр научно-технического творчества молодёжи "Звёздный мир" и его директоре А.Э. Юницком. Уже через год после создания Центра в его портфеле было более 100 заключённых договоров на научно-технические разработки на общую сумму более 5 млн. руб., что дало прибыль более 2 млн. руб., или около 3 млн. долларов США. Это позволило Центру начать полномасштабные исследования по программе "Экомир" - экологически чистый мир - в основе которой лежали две принципиально новые транспортные технологии - наземная транспортная сеть, поднятая над поверхностью земли (современное название - Транснет) и космическая неракетная транспортная сеть (современное название - Спейснет). Работы велись по всем направлениям - от сельского хозяйства, до изучения высокотемпературных сверхпроводников и освоения космического пространства. Но рухнул Советский Союз и дерзкие планы Центра "Звёздный мир" остались нереализованными. Не надо думать, что советская власть была рада инновациям - она давила их, как могла. Характерна одна разработка Центра, связанная с сельским хозяйством и показанная в фильме. Центр НТТМ "Звёздный мир" был зарегистрирован в мае 1988 года, а уже осенью этого же года прошли успешные испытания кормоуборочного комбайна, разработанного "Звёздным миром". Затраты - 20 тыс. руб., работали над проектом 5 конструкторов под руководством А.Э. Юницкого, время выполнения работы - от идеи до испытаний - 6 месяцев. Государство вложило в эту разработку ноль рублей. Параллельно "Гомсельмаш" - градообразующее предприятие, на котором тогда работало более 30 тыс. человек, - начал испытания своего нового кормоуборочного комбайна. Ушло на этот государственный комбайн 3 года, работало около 500 конструкторов, общие затраты государства, с учётом покупки за рубежом лицензии (несколько десятков миллионов долларов) и переоснащения производства, которым руководил непосредственно глава государства М.С. Горбачёв, - более 300 млн. долларов. Была поздняя осень, и в одном из колхозов не успели убрать кукурузу. Она засохла на корню и гомсельмашевский комбайн не брал этой сухостой - он сразу же сломался, ведь каждый такой кукурузный стебель по прочности как черенок от лопаты. При этом он ломался ещё и по дороге к этому полю. Наш комбайн показал на этом поле в два раза большую производительность, чем проектная производительность конкурента, - 200 т/час. В серийном производстве наш комбайн, как навесное оборудование к трактору "Беларусь", стоил бы менее 2 тыс. руб., гомсельмашевский - более 50 тыс. руб. Результат - Юницкого вызвали "на ковёр" в обком партии, хотя он был беспартийный, а Центром "Звёздный мир" занялась прокуратура. Суть обвинения - Юницкий пытался сделать безработными 30 тыс. человек. Наш комбайн сгнил под забором. Сегодня отношение к инновациям ничуть не изменилось. Мы предлагаем государству высокоскоростную рельсовую транспортную систему - более скоростную, более эффективную, более экологичную, и в 10 раз более дешёвую, чем у "Сименса". Но покупают у "Сименса", а не у нас. Мы предлагаем столь же эффективную городскую транспортную систему "второго уровня" (на опорах над землёй), способную сделать мегаполис пешеходным, но город покупает в 10 раз более дорогую трамвайную транспортную систему "первого уровня" у французов и опять же у того же "Сименса". А это - десятки миллиардов долларов, а в перспективе, которую нарисовали себе чиновники от транспорта - и сотни миллиардов долларов. Мы ведь богатые, да и инноваций у нас на транспорте нет, как заявляли выступающие на одном из последних Госсоветов, посвящённых инновациям на транспорте. Как следует из этих выступлений, покупать надо обязательно за рубежом, причём очень дорого, желательно миллионов за 100 за один километр дороги. Не рублей, а евро. Президент тогда даже прокомментировал - уж не на Луне ли будете дороги строить? На этом же Госсовете один из самых смелых губернаторов даже заявлял, что в России всё-таки есть инновации - струнный транспорт Юницкого. Но кроме кривых ухмылок это не вызвало у членов Госсовета никакой реакции. Скоро грянет мировой экономический кризис. Может быть тогда вспомнят о Транснете? Ведь подумал же в годы Великой депрессии об автомагистралях тогдашний президент США Рузвельт. И вывел страну из кризиса. Видимо, он был государственником, думающем о стране и о народе, в ней проживающем. |
© 19772012 А.Э. Юницкий. Все права защищены |