Струнные технологии Юницкого

На главную     Карта сайта     Контактная информация

Новости сайта

13 декабря 2007 г.

 

Эскизная проработка анкерных и поддерживающих опор, станций, сервисных депо и определение общетехнических показателей будущих трасс СТЮ для условий ХМАО-Югры

Эскизная проработка анкерных и поддерживающих опор, станций, сервисных депо и определение общетехнических показателей будущих трасс СТЮ для условий ХМАО-Югры выполнена в рамках Государственного контракта № 7у от 31 мая 2007 г. на разработку проекта "Генеральная транспортная стратегия применения и создания трасс струнного транспорта Юницкого (СТЮ) в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре". Данный Государственный контракт заключён между правительством ХМАО-Югры и ООО "Струнный транспорт Юницкого".

Эскизная проработка анкерных и поддерживающих опор, станций, сервисных депо и определение общетехнических показателей будущих трасс СТЮ для условий ХМАО-Югры

Струнный транспорт Юницкого (СТЮ) лишен основных недостатков железнодорожного и автомобильного транспорта. В то же время он имеет преимущества авиации и надземных дорог, так как транспортный модуль движется над землей по ажурной путевой структуре.

СТЮ представляет собой специальный (рельсовый) автомобиль - юнибус - на стальных колесах, размещённый на рельсах-струнах, установленных на поддерживающих и анкерных опорах.

Рельсо-струнная путевая структура двухрельсового (бирельсового) СТЮ жёстко закреплена в анкерных опорах, установленных через 1-5 км и более, и свободно (шарнирно) размещена на промежуточных опорах-стойках с образованием пролётов длиной 30-40 м и более. Натяжение струн в рельсе-струне от 50 тонн (сверхлегкий СТЮ) до 500 тонн (сверхтяжелый СТЮ).

Однорельсовый СТЮ (моноСТЮ) с подвижными моно-юнибусами имеет один рельс-струну на один путь. Натяжение рельса-струны в моноСТЮ составляет от 25 тонн (сверхлёгкий моноСТЮ) до 250 тонн (сверхтяжёлый моноСТЮ), что позволяет иметь пролёты до 3000 м.

Опоры СТЮ могут быть выполнены из железобетона (сборного или монолитного), стальных сварных конструкций или высокопрочных алюминиевых сплавов. Фундаменты опор, в зависимости от грунтов на трассе, могут быть свайными (забивные, винтовые, буронабивные или буроинъекционные сваи), либо плитными - монолитными или сварными. Опоры и неразрезной струнный рельс образуют рамную конструкцию, поэтому несущая способность опор увеличена, например, в сравнении с монорельсовой дорогой в 8 раз (стоимость опор, соответственно, снижена). Если опоры СТЮ заменить на насыпь такой же высоты, то насыпь будет значительно дороже опор.

Станции СТЮ классифицируются:

  • по площади помещений и расчётной вместимости на внеклассовые (более 1000 м2, более 100 пасс.); I класса (до 1000 м2, 50-100 пасс.); II класса (до 500 м2, 20-50 пасс.); III класса (до 200 м2, до 20 пасс.);
  • по занимаемой площади (территории) станции делят на малые, средние, большие и крупные;
  • по расположению относительно путевой структуры станции делят на продольные, торцевые, торцево-боковые и П-образные.

Станции могут быть одно-, двух- или многопутными, одно-, двух- или многоуровневыми, а по расположению на трассе СТЮ - линейными, конечно-разворотными или поворотными. Станции могут размещаться как на уровне земли, так и на определенной высоте (5-20 м и более); могут располагаться отдельно, примыкать или входить в конструкцию торгового, промышленного, развлекательного, жилого или многофункционального комплекса; могут совмещать несколько пересадочных линий на разной высоте и могут комбинироваться между собой с любой классификационной группой.

Все работы по профилактическому обслуживанию, а при необходимости и ремонт юнибусов, будут производиться в сервисном депо СТЮ. Депо, в зависимости от вида станции и наличия свободных площадей, может располагаться как на этаже станции СТЮ, так и в подвальных или технических (чердачных) помещениях здания.

Если сервисное депо располагается в подвальных или чердачных помещениях, юнибусы доставляются на его территорию при помощи специальных лифтов или технологическими подъёмными устройствами. Работы в сервисном депо производятся по стандартному технологическому процессу, схожему с работой станций технического обслуживания автотранспортного предприятия.

Географическая специфика ХМАО-Югры - высокая заболоченность, преобладание низких температур, вечная мерзлота, наличие большого числа водных преград, горных массивов в западной части - выдвигает повышенные требования к надёжности транспорта. Труднодоступные территории Западной Сибири требуют принципиально новых транспортных технологий, экологически чистых и наиболее эффективных для данного региона. Для обеспечения полной конкурентоспособности региона, его транспортные системы должны быть гибкими, надежными, долговечными и социально ориентированными. Они не должны вступать в противоречие с окружающей природой и социальной средой, быть транспортным мостом межрегионального и геополитического уровня.

СТЮ способен существенно заполнить "белые пятна" транспортной системы Сибири. Этот вид транспорта проработан теоретически, имеет опытный полигон под Москвой (г. Озеры). Для СТЮ проведены серьёзные конструкторские проработки подвижного состава, путевой структуры, опор и всех его основных составных элементов, созданы действующие модели системы, осуществлён комплекс лабораторных, стендовых и полигонных испытаний.

Технико-экономические и экологические характеристики предлагаемого вида транспорта чрезвычайно привлекательны:

  1. для прокладки рельсо-струнных трасс потребуется незначительное отчуждение земли (в 150-200 раз меньше, чем для автомобильных и железных дорог);
  2. отпадает необходимость в устройстве насыпей, выемок, тоннелей, мостов, путепроводов, многоуровневых развязок, в вырубке лесов, сносе строений, поэтому СТЮ легко внедряема в городскую инфраструктуру и реализуема в сложных природных условиях: в зоне вечной мерзлоты, в горах, болотистой местности, в зоне водных препятствий при более низких эксплуатационных издержках;
  3. повышается устойчивость коммуникационной системы к стихийным бедствиям (землетрясения, оползни, наводнения, ураганы), неблагоприятным климатическим условиям (туман, дождь, гололёд, снежные заносы, пыльные бури, сильные жара и холод и т.п.) и увеличивается срок службы системы - до 100 лет;
  4. благодаря низкой материалоёмкости и высокой технологичности трассы СТЮ будут дешевле обычных (в 2-3 раза) и скоростных (в 10-15 раз) железных дорог и автобанов (в 3-4 раза), монорельсовых дорог (20-30 раз), поездов на магнитном подвесе (в 30-40 раз), поэтому проезд по СТЮ будет самым дешевым.

Выполненная работа принята заказчиком и получила высокую оценку.
 

Юницкий А.Э. Эскизная проработка анкерных и поддерживающих путевых опор, станций, сервисных депо и определение общетехнических показателей будущих трасс СТЮ для условий ХМАО-Югры / Государственный контракт № 7у от 31 мая 2007 г. на разработку проекта "Генеральная транспортная стратегия применения и создания трасс струнного транспорта Юницкого (СТЮ) в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре". - Москва, 3 декабря 2007 г. - 157 с.

© 1977—2017 А.Э. Юницкий. Все права защищены