Страшный сон. Как перестать бояться?
Страшные сны снились мне с детства. Особенно они были ужасными после того, как в лагере с подружками мы рассказывали друг другу кошмарные истории про черные комнаты или зеленые глаза. Но тогда причина была понятна: детское воображение рисовало все то, что было услышано и чутко воспринято. А вот во взрослом возрасте кошмары появились очень неожиданно. В некоторых страшных снах за мной гонялись ужасные чудовища. Иногда я их видела, иногда нет, но результат был один — холодный пот, безумный ужас и чувство безысходности.
Еще один вид кошмаров — падения. Как будто я бегу, а потом падаю в пропасть. И не просыпаюсь сразу, а лечу и лечу куда-то очень глубоко.
Иногда казалось, что я тону, что вот-вот мне не хватит воздуха или я не смогу выбраться из этого количества воды.
Откуда приходят эти страхи, я не знала. Может, все это было в моих прошлых жизнях? Или может, я слишком много смотрю разных фильмов, что принимаю что-то на свой счет? Ответов не было, да и к кому идти за ними? Я пыталась трактовать свои сны, выискивая значения этих событий. Но разные сонники полностью противоречили другу другу.
Попытки узнать ответы ни к чему не привели, а сны продолжали меня беспокоить.
Детский способ борьбы с кошмарами
В детстве кошмаров я боялась и звала маму на помощь. Она ложилась рядом, а я чувствовала себя защищенной. Но она же не могла всегда быть рядом, поэтому я довольно часто засыпала после кошмаров сама. Но однажды мне подарили книжку с историей, как девочка с кошмарами подружилась. Автора я не помню, да и образ книжки уже померк, но содержание знаю и сегодня.
Девочка просто перестала бояться и повернулась к монстру, который ее преследовал. Он остановился, и она предложила ему дружить. Он на самом деле оказался совсем не страшный, а добрый. Только внешность его была обманчива, и это пугало. В книжке все кошмары подружились с девочкой и стали ее даже охранять и оберегать. И она каждую ночь засыпала с удовольствием, чтобы встретиться со своими новыми друзьями.
Я стала сама представлять, что все, кто живет у меня под кроватью ночью, и все, кто гоняется за мной — мои друзья. И это сработало! Я знала, что мои новые друзья меня защищают и оберегают мой сон. Я уже не содрогалась, когда слушала истории про вампиров или оборотней, я знала, что могу говорить с ними. Возможно, все это было только детской фантазией, но ведь сработало же!
Как я боролась со взрослыми страхами
Взрослые кошмары мне стали сниться в момент учебы в университете. Неудобные общаговские кровати не располагали к комфортному сну, да и соседи порой слишком шумели. Ночи были короткие, а жизнь буйная. На отдых не было времени, ведь хотелось все успеть.
Тогда мне снились и несданная сессия, и смерть близких, и даже как любимый парень меня бросает. Но такие сны — это работа мозга. А вот ужасы, где страшно, а что происходит — непонятно, брались из глубин подсознания. Такие сны были, но не часто, и смысла пить успокоительные таблетки я не видела.
Но однажды в какой-то передаче услышала, что кошмары могут быть способом тела показать мозгу, что пора сменить позу, и эта информация изменила мою жизнь! Бывает, что во сне тело затекает. Можно уснуть на руке или на ноге так, что кровь не будет поступать. И сразу этого не заметишь, так как мозг отдыхает. И тогда организм начинает показывать кошмар, чтобы разбудить и «перевернуть» человека. Ведь мы же почти сразу просыпаемся, а значит, начинаем двигаться, что восстанавливает кровообращение.
Эта теория мне очень понравилась, и я решила проверить ее на практике. Теперь я просыпалась после кошмара и сразу наблюдала, что с телом не так. И какая-то часть всегда затекала. Это оказалось правдой! Я запомнила эту информацию, и теперь, если снится что-то неприятное, я сразу ищу место, которому не хватает питания, и нахожу его!
Насколько эта теория научная, я не знаю, но она на мне работает. Мне это очень помогло, потому что подобное объяснение не заставляет тебя потом долго вспоминать подробности кошмарного сна. Тут получается все ясно — рука затекла, а мозг помог так меня перевернуть. И нет никаких других причин, чтобы пытаться подобный сон трактовать или оценивать.
Сейчас страшные сны мне не снятся, мой метод работает, и я очень надеюсь, что это поможет кому-то еще. Я думаю, что и маленьким детям можно рассказать про «затекания». И они это поймут и оценят.
Комментарий психолога Александры Шимановой:
«Согласно одной из версий, функция снов состоит в том, чтобы восстанавливать и нормализовывать психическое состояние (баланс) человека. Сны — как такой своеобразный сновидческий продукт — самым деликатным и бережным образом работают, пока мы спим — над нашей целостностью и психическим равновесием. «Ничего себе «деликатным!», — скажете вы, — а как же кошмары, и чудища, и падения, когда так страшно!?». Ну, согласитесь, если бы такое происходило в жизни, тогда было бы действительно страшно. А так — это всего лишь сон, и им даже можно управлять: например, попытаться подружиться и договориться со своими страхами заранее — до сна и во время самого сновидения; или связать страшные моменты с физиологией: что, мол, так затекает тело и «говорит» нам таким страшным образом: «перевернись!».
Дело в том, что любые сигналы, которые поступают к нам в виде снов, это действительно сигналы. Отмахиваться от них, как от назойливых мух, конечно, можно. Но тогда эти сигналы лишь изменят свою форму, например, перейдут в виде симптомов в физическое тело, и выразятся в некоем заболевании, например. В качестве вариантов возможны перепады настроения, подавленное состояние или неоправданные вспышки агрессии. Все зависит от того, что именно не нормализовали, не сбалансировали сны, которые, как мы помним, носят компенсационный и восстанавливающий целостное психическое состояние характер.
Как это работает? Например, в течение дня вы поругались с коллегой по работе, и не до конца высказали все, что думаете по этому поводу — затаили гнев и злость в себе. Вполне возможно, что ночью к вам «в гости» зайдет страшный чупакабра, который будет бить и крушить все вокруг. В такую форму облекла себя невыраженная злость и появилась в ваших снах, чтобы днем психика не «съехала с катушек».
Швейцар