Струнные технологии Юницкого

На главную     Карта сайта     Контактная информация

Новости сайта

16 октября 2019 г.

 

Урбанизация как отрицательная тенденция в развитии общества

Согласно докладу ООН “Перспективы мировой урбанизации”, сегодня 55% населения мира проживает в городах, а к 2050 году этот показатель возрастёт до 68%. Анализ роста демографических тенденций позволяет сделать вывод, что к 2050 году количество городских жителей увеличится ещё на 2,5 миллиарда.

Исторически процесс урбанизации основывается на экономических и социальных факторах. Люди стремятся уехать из деревни в город в погоне за лучшим образованием и социальными услугами, а также более выгодным трудоустройством.

В то же время, урбанизация, как явление, сопровождается рядом проблем, например, ростом преступности, загрязнением окружающей среды или заторами на дорогах. В связи с этим городские власти всё чаще обращаются к системам “умный город” или ищут другие решения в сложившейся ситуации. Перед тем как предложить собственный вариант, давайте рассмотрим плюсы и минусы урбанизации.

Плюсы урбанизации

В основе урбанизации лежит экономия средств и ресурсов за счёт масштаба и повышения производительности труда. Сосредоточение населения в городе позволяет снизить затраты на инженерное обеспечение, инфраструктуру и коммуникации, а также организацию деятельности с привлечением большого количества специалистов.

По мнению экспертов международной консалтинговой компании McKinsey, урбанизация станет одной из крупнейших движущих сил глобального экономического роста в текущем столетии. Подобная позиция выражена и в докладе ООН, где особо отмечена значимость увеличения количества городов для снижения уровня бедности.

Минусы урбанизации

Всё больше усиливается разрыв между экономически развитыми и деградирующими городами. Высокие темпы роста населения в мегаполисах вызывают общественную напряжённость. Количество мигрантов постоянно меняется и уже не поддаётся достоверному учёту. Обеспечить их всех жильём и рабочими местами не видится пока возможным.

Вопросы перенаселения и обеспечения городов должной инфраструктурой решаются слишком медленно. В связи с этим увеличивается количество отрицательных факторов, влияющих на создание условий санитарно-эпидемиологического благополучия населения и сохранение его здоровья.

Урбанизация как отрицательная тенденция в развитии общества

За последние 10 лет в мегаполисах значительно увеличилась плотность застройки, снизились площади рекреационных зон, сократились санитарно-защитные зоны объектов — источников загрязнения атмосферы. Всё это, наряду с растущим в геометрической прогрессии количеством автомобилей, обусловило создание новой искусственной среды обитания, где официальные стандарты благополучного и безопасного проживания населения не работают. Кроме того, усиление внутригородской миграции и плохая экология увеличили опасность распространения эпидемий и стало одной из причин развития психосоматических заболеваний.

Помимо жилищных проблем, урбанизация повлекла за собой загрязнение воздуха пылью, оксидами азота, формальдегидом, бензпиреном. А для городских жителей она послужила причиной повышенного уровня шума, вибраций, инфразвуков и высокочастотных электромагнитных полей многочисленных источников, в том числе — мобильной связи, WI-FI, а также электротранспорта: метро, трамвая, электрифицированных железных дорог и электромобилей. Существующие меры по защите здоровья перестали обеспечивать городскому населению должный уровень безопасности, а последствия негативного воздействия превратились в необратимые. Например, именно с шумовым воздействием связывают участившиеся случаи сердечно-сосудистых заболеваний и неврозов, что по вреду для здоровья городского жителя достигает уровня негативного воздействия от выхлопных газов автомобильного транспорта, а от шума на городских улицах в домах не спасают даже стеклопакеты. Помимо прочего, рост количества городских жителей повлёк за собой увеличение объёма бытовых отходов и, как следствие, ускоренное загрязнение окружающей среды.

Считается, что урбанизация, вроде как, должна способствовать обеспечению людей работой, качественными товарами и услугами, однако практика показывает, что для мигрантов нет никаких гарантий на эти блага после переезда. А растущий спрос на жильё и вовсе влечёт за собой скачок цен на недвижимость. Многим она становится не по карману. Именно поэтому в мегаполисах формируются трущобы. Возникает вопрос ”Что делать?”, ведь очевидно, что рост населения городов не остановить.

Урбанизация как отрицательная тенденция в развитии общества

Выход из сложившейся ситуации

Теоретически, можно рассчитать приблизительную норму городского населения, которую получится обеспечивать должным объёмом и качеством инфраструктуры и при которой риск здоровью людей от воздействия городской среды останется приемлемым.

Или можно начать проектировать и строить линейные города SkyCity. Это поселения кластерного типа, гармонично вписанные в окружающую природную среду, где поверхность земли предназначена для пешеходов и зелёных растений, а транспортные, энергетические и информационные коммуникации размещены над землёй.

Урбанизация как отрицательная тенденция в развитии общества

При возведении линейных городов не понадобится вырубать леса, проводить автомобильные и железные дороги и другим образом нарушать биогеоценоз в зоне застройки. Горизонтальные лифты SkyWay соединят высотные здания, поселения, а также жилые, торговые, развлекательные, производственные и многофункциональные кластеры. Сверхскоростные транспортные магистрали SkyWay перенесут в любую точку земного шара. Линейные города SkyCity могут быть сооружены в горах, на пустынных и заводнённых территориях, в том числе со сложным рельефом, а также на морском шельфе.

Основной принцип строительства каждого инфраструктурного кластера — пешеходный квартал, в котором между многофункциональными высотными зданиями, соединёнными горизонтальными лифтами, размещается малоэтажная комфортабельная застройка с повсеместным озеленением городских территорий и использованием возобновляемых источников энергии. При этом достигается существенная экономия за счёт:

  • сокращения расходов на строительство асфальтированных дорог;
  • сокращения расходов на содержание асфальтированных дорог, особенно в зимнее время;
  • сокращения на порядок вредных выбросов в городскую атмосферу и в городскую почву;
  • снижение на три порядка аварийности и смертности, в том числе детской, на городских дорогах;
  • сокращения на два порядка отвода дорогой городской земли на транспортно-коммуникационную инфраструктуру “второго уровня”;
  • сокращения энергопотребления транспорта;
  • сокращения муниципальных транспортных расходов;
  • сокращения расходов на орошение зелёных территорий при использовании технологии воссоздания живых плодородных почв;
  • сокращения расходов на озеленение городских кварталов.

Урбанизация как отрицательная тенденция в развитии общества

Застройка линейного города SkyCity позволит достичь ещё множества других положительных эффектов. Значительно увеличится продолжительность и улучшится качество жизни благодаря экологичной и комфортной природной среде в условиях мегаполиса. Повсеместному озеленению городских кварталов. Снижению затрат на орошение восстановленных участков (до 10 раз). Получению экологически чистых продуктов питания даже в условиях мегаполиса. Созданию комфортного микроклимата в городе. Размещению зелёных садов на крышах и этажах высотных коммерческих и жилых зданий. Это также позволит обеспечить защиту жилых помещений от перегрева (растения на крыше испаряют влагу и охлаждают почву) и создать комфортный микроклимат в жилых помещениях. Можно будет снизить затраты на охлаждение жилищ (с учётом того, что слой почвы и растительный покров на крыше являются естественными теплоизоляторами).

Урбанизация как отрицательная тенденция в развитии общества

За счёт повсеместной установки солнечных батарей в фасадах высотных зданий (до половины площади фасада) будут созданы широкие возможности использования возобновляемой энергии на территориях линейных городов SkyCity.

Инновационный подход к созданию инфраструктуры линейного города SkyCity позволит улучшить и логистику, так как снизится территория охвата возведённых застроек по сравнению с моделями существующих городов с транспортом ”первого уровня”, то есть на поверхности земли.

Большое влияние на развитие линейных городов SkyCity может оказать блокчейн-технология, так как внедрение в различные аспекты инновационного архитектурного решения позволит уменьшить административные издержки, сократить вероятность ошибок и мошеннических схем с документами. Создание и развитие линейного города SkyCity подразумевает под собой сооружение единой системы, в которой постоянно будет происходить передача огромных массивов данных, нуждающихся в защите и хранении. Именно в этом ключе блокчейн выступит как платформа для учётно-расчётной системы линейного города SkyCity, способная обеспечить необходимый уровень информационной защиты.

В результате инновационный и имиджевый проект линейного города по технологии SkyCity повысит привлекательность созданного региона для бизнеса и станет импульсом для интенсивного экономического развития и роста.

Подобный способ нивелировать проблемы, усиливающиеся в связи с развитием процесса урбанизации, уже был оценён по достоинству ООН. Анатолию Юницкому оказали поддержку в виде 2 грантов в 1998 и 2002 годах для разработки концепции линейных городов. Соответственно, учитывая устойчивые цели развития, принятые мировым сообществом и официально известные, как ”Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года”, главам государств стоит обратить своё внимание на линейный город SkyWay, как на одну из концепций “умного города”. Особенно имея в виду, что совсем недавно, весной 2019 года, SkyWay стал экспертом и партнёром ООН по программе умных городов.

© 1977—2019 А.Э. Юницкий. Все права защищены